Недавно продал бизнес, совсем маленький зал персональных тренировок, который работал 4 года в Москве. Мне задали вопрос "почему?" Решил проанализировать. Осторожно, много букв.
Если коротко, то ответ: "Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов". Дж. Рокфеллер.
Если бы я эту цитату прочитал два года назад, я бы продал бизнес тогда, а не переживал бы великое коронавирусное потрясение.
Путь к успеху или провалу начинается с первого дня, и, оглядываясь, понимаешь, что у всех достижений и неудач есть первопричина в далёком прошлом. На самом деле я столько ошибок наделал, что удивительно, как не разорился в первый же год. Наверно реагировал быстро и все получалось менять на ходу.
И нужно быть честным и принять тот факт, что некого винить, кроме себя.
Итак, Выводы:
1. Первая ошибка начинающего предпринимателя - арендный договор. Он всегда не в твою пользу. Нужно продавливать свои условия, несмотря на твой энтузиазм и быстрее начать реализовывать свой "гениальный" бизнес. Арендодатели хотят годовые договора, точнее на 11 месяцев, чтобы не регистрировать в Росреестре. Ты идешь навстречу, а через год бах - и повышение цены. Чтобы такого не было, нужно зафиксировать на 3 или 5 лет цену на бумаге: не повышать больше, чем инфляция. Но этот пункт имеет силу не больше, чем джентльменское рукопожатие. Лучше всего - заключать договор настолько, насколько вам нужно. Вообще хорошая аренда - это чуть ли не половина успешности вашего бизнеса. Не спешите, выбирайте тщательно. Просите скидки. В том числе с коммунальных платежей. Если нет пожарной сигнализации - обязательно договаривайтесь с арендодателем о том, чтобы он покрыл эти расходы или разделил их с вами.
2. Вторая ошибка. Вернее риск - это залог. Нужно быть готовым, что арендатор попытается кинуть вас на эту сумму. Вообще в России с вероятностью 95% вы съедете от арендодателя после года, ваш залог может быть не возвращен, а вы будете на чемоданах досиживать ещё месяц, если вас просто не выгонят. Ушлые арендодатели придут и начнут фиксировать нарушения, то испорчено, этого нет. Так что при въезде нужно всё фиксировать на фото и видео.
3. Ремонт. Тут у всех разные ситуации, поэтому расскажу, какой урок извлёк я. По возможности нужно искать помещение с ремонтом. Затраты на ремонт очень долго отбиваются и в случае, если нужны серьезные переделки, просите каникулы не меньше месяца. За две недели ничего не успеть. Лучше не экономить на оборудовании, брать покруче и понадежнее, чтобы потом не переделывать. На стройматериалы можно сильно не тратиться. Все равно придется через год перекрашивать и ТД. Нам повезло, помещение было отремонтировано, но все равно пришлось отказаться от первоначального плана и переделывать на ходу. Будет круто иметь дизайнера, визуализацию в 3д.
4. Нужно сразу определиться с налогами. Какая форма налогообложения: усн, псн и т.д. Посчитайте хорошенько. Узнайте, сможете ли вы получить какие-нибудь льготы. Обязательно посчитайте патент: сколько будет стоить, не выгоднее ли он, чем УСН и ТД. Это моя самая большая боль: просрочки платежей, авансов, декларации и ТД. Лучшая идея - делегировать это банку. У Тинькофф есть такая услуга: бухгалтер. У других банков такая услуга наверняка тоже есть. Вам будут блокировать счета, если что-то не углядите. Я всегда жадничал на бухгалтера и всегда попадал на блокировки. До сих пор глаз дёргается.
5. Реклама. Вот, чем вы будете заниматься почти все свое время. Не улучшением сервиса, ни текучкой, ни бумагами, а рекламой. В современном мире флаера и плакаты не работают. Нужно продвигаться онлайн и это очень дорого стоит. Я сам разбирался во всем: Яндекс, Гугл, Фейсбук, Инстаграм. Ещё много других площадок, но фокус был направлен сюда. От расходов на рекламу и их эффективности напрямую зависит ваш доход и вы всегда будете на этом краю балансировать. Пожадничал - все, нет клиентов. Есть профессионалы, которые делают рекламу под ключ. Если в вашем бизнес плане есть такая статья - вы молодец, если нет, у меня для вас плохие новости. На ВКонтакте, Мейл, 2гис и прочую ерунду деньги тратить не нужно. Эффекта ноль. Я все за вас потратил, не благодарите.
6. Персонал. Это мой самый успешный успех. Мне везло с людьми, поэтому не могу жаловаться. Тренеров и администраторов всегда искал на хедхантере. Всегда нужно общаться лично, спрашивать их взгляды и планы на рабочий процесс. Если вам по пути - берете. Да, будут люди увольняться, подводить, се ля ви. Но если по-человечески относиться к людям, это будет взаимно.
7. Вернитесь к своему бизнес-плану. Посчитайте максимально возможные расходы и минимальные доходы в первый год. Берите самый негативный сценарий и готовьтесь к нему. Скорее всего, он реализуется, а у вас уже будет план, как двигаться дальше. Расходы будут, как минимум, в два раза больше, чем вы рассчитываете. Вы будете вкалывать 24/7. Но потом все наладится. Может на второй или на третий год. Обязательно нужно просчитать, масштабируемость бизнеса. Это одна из основных причин, по которым я продал бизнес. У меня был предел масштабируемости, то есть больше 12-15 клиентов в день я физически не мог обслужить. Если вы не сможете увеличивать свой доход в будущем, то бизнес не получит развития. Будет потолок дохода, а расходы будут расти. И они вас съедят. Вспомните старину Рокфеллера. Повышать цену тоже не решение.
8. Работа с клиентами. Вы должны ублажать клиента. Вас сама жизнь научит, как продавать, иначе бизнес не пойдет. Все хотят продавать быстро и много , конкуренция большая. Но если вы уважительно будете относиться к клиенту и будете чутки, они выберут вас. Тщательно выбирайте администратора. Он/она- лицо вашей компании, слушайте его/ее разговоры, записывайте звонки. Трудолюбие, вежливость, общительность - самые важные качества. Таких мало, придется много, кого перебрать, но вы найдете. Сначала сами везде поработайте, будьте в курсе внутренней кухни. И когда персонал вешает лапшу, можно его фейсом об тейбл повозить: ваш опыт - это ваш опыт. Когда у меня было два администратора и одна продавала в два раза больше другой, у меня возникал вопрос: "Что не так со второй?" Холодные звонки - бесполезное зло, а вот теплые звонки - ваши друзья. Поздравить с днём рождения, позвонить после услуги, предложить скидку - это все работает. Ещё работают скрипты разговоров, техники продаж.
9. Прайс и цены. Никогда, слышите, НИКОГДА не продавайте себе в убыток. На этом правиле я часто прокалывался. Никакие скидки, распродажи, акции не должны быть ниже себестоимости. Да, конкуренция большая, у других может быть дешевле, но на соблазн снизить цену никогда не нужно поддаваться. Я очень много раз на этом прогорел, особенно после пандемии. Даже если клиенты ноют и показывают другие цены, вы не можете себе позволить работать в убыток. Иначе зачем это все? Искренне не понимаю Биглион. Но и задирать цены не нужно, особенно в начале. Заработайте себе имя, работайте клиентуру.
10. Ничего не покупайте с холодных продаж. С первого дня вам будут звонить и впаривать всякую чушь. 99,9% - шлак по завышенной цене. На этом тоже много раз попадался и в бизнесе, и в жизни. Просто представьте себе крутые компании: Apple, Google, Яндекс и ТД. Продают ли они услуги по звонкам по телефону? Нет. Самые большие говноеды - компания 2Гис. Я им заплатил 32 тысячи за два месяца и ни одного клиента не получил. Зато поток говна с холодными звонками потекла как Амазонка!
11. Вы должны четко себе представлять своего клиента. Его возраст, доход, пол и ТД. Конечно, вы хотите привлечь всех: и старых, и молодых, и бедных, и богатых. Но так не бывает. У меня основной костяк были женщины 25-35 с доходом выше среднего. То есть флаера в метро не работали, плакаты и скидки тоже. Только целенаправленный таргет. В зависимости от того, насколько точно вы охарактеризуете своего клиента, эффективнее будет работать реклама. И затраты можно сократить. Для этого нужно фиксировать клиентов, уже пришедших к вам, вести анкеты и статистики.
Резюмируя, почему же я продал бизнес, нужно перечислить несколько основных причин:
1. Арендный договор заключался каждый год, продлевать было сложно на тех же условиях.
2. Неудачная ценовая политика. Заниженные цены, скидки ниже себестоимости.
3. Проблема масштабируемости - ограниченное количество клиентов в день. Постоянный рост расходов, соответственно низкие доходы.
4. Пандемия 2020, которая обострила все проблемы. Государство отказалось объявлять режим "форс-мажора", что развязало арендодателям руку и повлияло на последующие отношения. Плюс низкие доходы, неудачная ценовая политика, вторая волна пандемии - как снежный ком.
К февралю 2021 я сделал все выводы, озвученные здесь, и мы вышли из кризиса, впервые за 4 месяца вышли в плюс, как у арендодателя случилась весенняя шиза - он стал требовать оплату за простой в апреле-июне 2020, несмотря на все договоренности. Грозился забрать залог. С этим идиотом у меня уже не было ни сил ни желания больше бодаться, как вдруг появилась покупатель, которая избавила меня от этой головной боли.
Если вы хотите узнать, как государство мешает вести бизнес, напишите мне, обязательно отвечу.